Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.

В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. 

 В детском саду создаются специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,  учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

В МБДОУ  «Детский сад комбинированного вида № 23 «Ручеек» созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями: тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, детьми-инвалидами. В ДОУ в 2024/2025 учебном году функционирует 5 групп компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи.

1. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет. Лица с ОВЗ и  инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.

Здание детского сада светлое, имеет все виды благоустройства: водопровод, канализацию, централизованное водяное отопление, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. Все кабинеты оформлены и материально оснащены.  В детском саду имеются:

  • групповые помещения — 12
  • кабинет заведующего — 1
  • методический кабинет — 1
  • музыкальный зал-1
  • физкультурный зал-1
  • кабинет педагога — психолога — 1
  • кабинет учителя — логопеда — 1
  • пищеблок — 1
  • прачечная — 1
  • медицинский кабинет -1
  • процедурный кабинет — 1

ТЕРРИТОРИЯ детского сада благоустроенная, достаточна для организации прогулок и игр детей на открытом воздухе. Каждая возрастная группа детей имеет свой участок. Площадки обеспечены необходимым оборудованием (снаряды для развития основных видов движений). Обеспеченность ДОУ отведенной ему территорией, его оборудование и оснащение, соответствует нормативам. Для защиты детей от солнца на территории каждой групповой площадки установлены теневые навесы. Игровые площадки оборудованы игровыми сооружениями в соответствии с возрастом: песочницами, лесенками, качелями, машинами и др. На территории детского сада разбиты цветники и клумбы.

Оснащение ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАЛА обеспечивает реализацию потребностей детей в двигательной активности, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей, и эффективно используется на занятиях и в свободной деятельности.  Физкультурный зал оснащен современным оборудованием как стандартным, так и нетрадиционным. Оно соответствует  требованиям методики и СанПин:  маты гимнастические, сухой бассейн, обручи и мячи разных размеров, скакалки разных размеров, гантели, шведская стенка, канат, гимнастические скамейки, спортинвентарь, массажные дорожки, сенсорные мячи, спортивный уголок. Во всех возрастных группах имеются физкультурные уголки, которые также оборудованы стандартным и нестандартным физкультурным оборудованием.

  Оснащение МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА подобрано в соответствии с требованиями программы, имеются: фортепиано, музыкальный центр, комплекты народных инструментов для детского оркестра: металлофоны, шумовые и ударные инструменты,  видео и CD -диски, коллекции дисков с детскими фильмами, песнями, мультфильмами, диапроектор, экран, наборы иллюстраций, портреты композиторов, разнообразные виды кукольных театров и кукол; для выступления детей: маски, костюмы для инсценировок, а также ширма для театра, нотный и демонстрационный материал.

   Оснащение КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА: В целях создания коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений, создан кабинет логопеда. Кабинет оснащен: зеркалом настенным  (50  100 см); зеркалами для индивидуальной работы (10 шт.); песочным планшетом  для рисования; ковром напольным; шкафами для хранения пособий; столом для детей; детскими стульями; дидактическими материалами, коррекционно-педагогической литературой, учебно-методическими пособиями, компьютером, принтером, магнитной доской, игрушками.

   Оснащение КАБИНЕТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА: В целях оказания качественной психолого-педагогической и коррекционной помощи воспитанникам создан кабинет педагога-психолога. Кабинет оснащен диагностическими и коррекционно-развивающими программами и методиками, дидактическими материалами,  инструментами для развития тактильных ощущений, играми и пособиями для развития сенсорики и мелкой моторики детей, дидактическим материалом, коррекционно-педагогической литературой, учебно-методическими пособиями, игрушками.

В ГРУППОВЫХ ЯЧЕЙКАХ оформлены различные центры: игровые, двигательной активности, познавательные, уголки природы, уголки уединения, оснащённые разнообразными материалами в соответствии с возрастом детей. Все групповые помещения отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Материально-техническая база позволяет  на хорошем уровне обеспечивать образовательный и воспитательный процесс. Каждая возрастная группа МБДОУ оснащена необходимой методической литературой и литературными произведениями различных фольклорных жанров для использования в работе с дошкольниками. Микросреда в каждой возрастной группе включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА дошкольного учреждения насчитывает более 200 наименований книг для воспитанников раннего и дошкольного возраста. Книги подобраны в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования и возрастными особенностями воспитанников.  Структура библиотечного фонда: сказки, стихи, познавательная литература. На полках можно найти отдельные произведения и собрания сочинений известных русских писателей, сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок, детских песен. Приоритетное место занимает художественная литература, которая играет важную роль в формировании социально-нравственных, эстетических идеалов ребенка. Понимая особую роль сказок в развитии ребенка, мы с большим вниманием отнеслись к их подбору: в библиотеке есть русские народные сказки, сказки народов ближнего и дальнего зарубежья и сказки народов Севера.  Созданы формуляры на каждого ребенка старшей и подготовительной групп.

БИБЛИОТЕКА методического кабинета насчитывает 430 наименований книг, включая методическую литературу по всем разделам. В методическом кабинете имеется медиацентр (1 ноутбука, мультимедийное оборудование, экран,), коллекция обучающих видео фильмов, презентаций, компьютерных программ для детей. В детском саду также есть:  учебно-методические комплекты и учебно-наглядные пособия для работы с детьми;  журналы «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя», «Дошкольное образование»,  а так же необходимыми для образовательного процесса средствами наглядности: демонстрационный, раздаточный, игровой материал для организации педагогической деятельности с дошкольниками картинами, репродукциями, произведениями графики разных художников, произведениями декоративно-прикладного искусства; электронными образовательными ресурсами.

2.Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23 «Ручеек» имеет одно отдельно стоящее  здание,  1969г. постройки. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений,обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы, специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет видеодомофон, звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением.

-При входе в здание расположена  информационная табличка об учреждении (шрифт Брайля).

-Внутри здания при входе и на каждом этаже установлены  информационные      мнемосхемы  (тактильные схемы движения) отображающие  информацию о помещениях  в здании.

-На стенах имеются тактильные пиктограммы  контрастного желтого цвета  указывающие путь движения .

-На  лестничных перилах  имеются тактильные полоски указывающие  этаж и путь движения.

-Ступени имеют контрастные ленты  желтого цвета.

-Двери имеют тактильный круг желтого цвета.

-На каждом этаже  имеется тактильная табличка  контрастного( желтого цвета) с указание  этажа (шрифт Брайля).

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

3. Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. 

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23 «Ручеек» обеспечивает детей 4-х разовым сбалансированным питанием, необходимым для их нормального роста и развития в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами. В детском саду  имеется 20-ти дневное меню и специально разработанная картотека блюд, где указаны раскладка, калорийность, содержание белков, жиров, углеводов и витаминов и минеральных веществ.   Дети обеспечены соответствующей посудой, удобными столами и стульями. Блюда подаются красиво оформленными с соблюдением температурного режима, строго по графику выдачи пищи. Процесс кормления проходит спокойно, в уютной, доброжелательной обстановке. Это способствует выработке у детей положительного отношения к процессу приема пищи. Для обеспечения правильного питания в течение дня необходимо соблюдать соответствие в питании детей в ДОУ и дома. Для этого для родителей ежедневно вывешивается меню, даются рекомендации по питанию детей в вечернее время, в выходные и праздничные дни, во время летних отпусков.

4. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ  имеется медицинский кабинет и процедурный.  В штате учреждения медицинского работника нет. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

Функционирует психолого педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.

В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

В ДОУ функционируют МЕДКАБИНЕТ, ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ. Медицинскую деятельность на базе детского сада осуществляет медицинская сестра. Одной  из  главных    задач  нашего детского сада является  сохранение  и укрепление здоровья  детей.  Решению  этой  задачи  подчинены  все  направления  деятельности  дошкольного учреждения, деятельность  всех  сотрудников. Имеется в наличии необходимое медицинское оборудование: переносная кварцевая лампа, кварцевая лампа в прививочном кабинете, шкаф медицинский, ростомер, весы медицинские и др.

5. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23 «Ручеек» подключено к сети Интернет локально на все компьютеры (в кабинете делопроизводства — стоит модем).  Доступ к сети Интернет при помощи Wi-Fi роутера в ДОУ нет. Доступа обучающихся к электронным образовательным ресурсам, нет. Компьютерных классов нет.  

В педагогическом процессе ДОУ для развития познавательного интереса, повышения уровня и качества знаний у детей,  в детском саду используются разнообразные  технические и информационно-коммуникативные средства обучения:

  • магнитофон: для просмотра познавательных телепередач, видеофильмов, мультфильмов, сказок;
  • музыкальный центр с караоке в музыкальном зале: для развлекательных мероприятий, прослушивания музыки в режимных моментах, проведения музкотерапиии;
  • медийная установка: экран, проектор: для просмотра мультимедийных презентаций на различную тематику,  для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми,  для проведения педагогических советов, мастер-классов, открытых занятий,  утренников и других различных мероприятий;
  • компьютер, ноутбук компьютеры, принтеры, выход в интернет: для сбора и анализа информации,  оформления педагогической документации.

В МБДОУ  функционирует официальный сайт детского сада: https://michdou23.68edu.ru  ,  электронная почта: michdou23@obr.g45.tambov.gov.ru.  

Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Оснащение информационно-телекоммуникационным оборудованием. Имеются в наличии 5 компьютеров, 1 ноутбук. В наличии  1 — МФУ, 3  принтера. В музыкальном и спортивном залах музыкальные центры (2 шт.).

6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

7.Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

Имеются следующие технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

-мультимедийная установка  (проектор, экран, ноутбук) — в музыкальном зале;

— музыкальные центры (музыкальный, спортивный зал);

— Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

8. О наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

Все помещения дошкольного учреждения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников.

Таким образом, в нашем ДОУ постоянно создаются и поддерживаются условия для всестороннего развития личности ребенка. Содержание развивающей предметно — пространственной  среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников, на развитие индивидуальных возможностей детей.