Одаренные дети

ЧТО ТАКОЕ ОДАРЕННОСТЬ?

Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество пси­хики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незау­рядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдаю­щимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.

Одаренность не может сводиться только к критерию достижений, которые ребенок имеет в каких-либо видах деятельности. Не меньшее значение приобретает психометрический крите­рий, связанный с определением потенциальных возможностей или способностей личности, нередко относимых к понятию талант. С этой точки зрения талантливыми обучающимися явля­ются те, кто выявлен на основе специальных тестов и методик как обладающие высоким потен­циалом достижений в силу наличия особых способностей к определенной деятельности.

Одаренность не идентична способностям. Их можно рассматривать как компоненты одарен­ности, которые у каждого отдельно взятого одаренного ребенка вступают в уникальное сочета­ние, а также как первый этап развития одаренности. Однако далеко не все способности переходят в одаренность как таковую.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, отличающееся у каждого конкретного ребенка. Один одаренный ребенок совершенно не похож на другого, что выдвигает в качестве основного момента принцип индивидуализации образовательного процесса в работе с такими детьми.

РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Типология одаренности

Среди критериев выделения типов одаренности определяются: вид деятельности и обеспечи­вающие ее сферы психики; степень сформированности одаренности; форма проявлений; широта проявлений в различных видах деятельности; особенности возрастного развития.

Классификация типов одаренности по основанию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:

  • общие интеллектуальные способности;
  • конкретные академические способности;
  • творческое или продуктивное мышление;
  • лидерские способности;
  • художественные и исполнительские искусства;
  • психомоторные способности.

По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:

  • теоретическая (для детей – познавательная);
  • практическая;
  • художественно-эстетическая;
  • коммуникативная;
  • духовно-ценностная.

На основе критерия «степень сформированности» выделяют три типа одаренности:

  • актуальная (явная), характеризующаяся наличием достижений, высоким уровнем выполне­ния деятельности в конкретной области или нескольких областях;
  • потенциальная (скрытая), характеризующаяся наличием потенциала, возможностей для вы­соких достижений, не реализующихся в настоящее время в деятельности в силу каких-либо причин;
  • актуализированная, то есть переведенная из потенциальной в актуальную. Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

На основе критерия «широта проявлений в разных видах деятельности» выделяются два типа одаренности:

  • общая, которая проявляется в разных видах деятельности, являясь основой их продуктивно­сти. Важнейшим аспектом общей одаренности является умственная активность и ее саморегуляция;
  • специальная, которая проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельно­сти (музыка, живопись, спорт и т. д.) и связана с так называемыми «специальными» задатками, например,  музыкальный слух, гибкость пальцев и т. д.

По критерию «особенности возрастного развития» дифференцируется ранняя и поздняя ода­ренность.

Различные подходы к классификации типов одаренности позволяют рассматривать одарен­ность как сложное, многоаспектное явление, выделять отдельные грани, качества и уровни ее проявлений.

Семья и развитие одаренности ребенка

Значение семьи в развитии одаренности ребенка признается решающим. Неблагоприятные в социальном смысле условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, непол­ная семья и т. д.) могут не оказывать влияния на развитие одаренности. С другой стороны, при­знание в семье высокой ценности образования является благоприятным фактором, в значитель­ной мере обусловливающим развитие проявлений одаренности.

Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего, повышенное внимание родителей. Главная характеристика адекватного стиля детско-родительских отноше­ний в семье одаренного ребенка – необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на его интересах, его развитии.

Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, то есть тесному переплетению, по­знавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать препятствием для развития его внутренней автономии, однако именно оно является одним из важнейших факторов развития одаренности.

Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание роди­телей развить его способности имеют в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у ребенка ря­да социальных и бытовых навыков.

Толерантное отношение к оригинальным идеям ребенка, поддержка его начинаний, создание в семье необходимой предметной среды для насыщения его разнообразных интересов, оказание поддержки в ситуациях неудач, формирование уверенности, передача жизненного опыта, обес­печение эмоциональной комфортности, признание личностной автономии, создание атмосферы творчества, то есть безопасной психологической базы, являются условиями развития одаренно­сти ребенка в семье

«У ВАС ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК?.. ЕСЛИ У ВАС ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК…»

Одаренность ребенка – это особое явление, которое требует от родителей особой практики общения с ним и его воспитания.

Как распознать одаренность?

Вам кажется, что Ваш ребенок знает больше своих сверстников?

Может быть, у него есть одаренность? Ваша задача  раскрыть ее!

Если Ваш малыш чем-то выделяется среди сверстников, дошкольный возраст – это лучший момент, чтобы начать развивать его таланты.

Пора проверить, на самом ли деле Ваш ребенок отличается особыми способностями...

Как распознать предрасположенности ребенка?

Прежде всего, внимательно понаблюдайте за его поведением, интересами и предпо­чтениями.

Одаренность проявилась рано… (0-3 года)

  1. Уже спустя 5-7 дней после появления на свет одаренные дети чаще и дольше рассматри­вают фигурки сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. А к концу первого месяца появляются признаки зрительного, слухового, двигательного сосредоточения.
  2. Дети демонстрируют высокую чувствительность к новизне ситуаций, проявляющуюся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение. Позднее ре­бенок проявляет постоянную любознательность ко всему новому.
  3. У одаренного малыша раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства общения в звено самостоятельного мышления.
  4. Музыкальное дарование проявляется сравнительно рано. До 2-3 лет об этом можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, улыбается, активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.
  5. Художественная одаренность проявляется в острой наблюдательности, сильной впечатли­тельности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго.

Одаренность в дошкольном возрасте (3-7 лет)

Если Вашего ребенка характеризуют следующие особенности, то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей:

  • проявляет отличную память в сочетании с ранним языковым развитием. Можете верить, когда одаренный ребенок будет Вас уверять, что припоминает какие-то события того времени, ко­гда был еще младенцем;
  • отличная память базируется на раннем развитии речи и абстрактном мышлении;
  • рано начинает классифицировать и категоризировать информацию, поступающую к нему, собственный опыт, с удовольствием коллекционирует. При этом целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация ее на новых основаниях;
  • имеет большой словарный запас, с удовольствием читает словари и энциклопедии, приду­мывает новые слова и понятия;
  • способен заниматься несколькими делами сразу, например следить за двумя или более про­исходящими вокруг событиями;
  • очень любопытен в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе; активно исследует окружающий мир и не терпит каких-либо ограничений в своих исследованиях;
  • способен прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и систематизировать происходящие события;
  • легко справляется с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимает сложные долгосрочные задания и терпеть не может, когда ему навязывают готовый ответ;
  • способен длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, буквально по­гружается в свое занятие, если оно ему интересно;
  • имеет яркое воображение, проявляет изобретательность и богатую фантазию; обожает рас­сказывать о вымышленном приятеле каждый день, сочиняя все новые и новые подробности; часто возникают удивительные ассоциации (например, пятно на скатерти может напоминать ему льва);
  • может делать что-то, что Вам никогда не пришло бы в голову;
  • может копировать взрослых, например, подогревать молоко для куклы в микроволновой печи;
  • проявляет отличное чувство юмора, часто нетипичное: любит смешные несоответствия, иг­ру слов, шутки; его забавляют ситуации, в которых для других нет совершенно ничего смешного;
  • проявляет повышенные математические способности в плане вычислений и логики;
  • для него характерны устойчивая концентрация внимания и упорство в решении различных задач;
  • проявляет обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие;
  • обладает высоким энергетическим уровнем (малая продолжительность сна);
  • часто проявляет стремление довести выполняемое дело до совершенства.
    Вы уже опаздываете, а он не хочет выходить, пока не доведет начатое дело до совершенства: «Я знаю, как это должно быть, и мне надо еще поправить»;
  • наблюдаются трудности в общении со сверстниками: хочет играть с детьми старше его или общаться со взрослыми, ведь они для него более интересные партнеры;
  • часто его считают непослушным и даже язвительным, так как он порой обращает внимание взрослых на их собственную некомпетентность и неправоту в определенных вопросах.

Наблюдая за ребенком, лучше всего фиксировать увиденное и услышанное (примеры поведения и высказывания ребенка) в тетрадке-дневнике по следующим параметрам:

  1. Физическое развитие: особенности развития психомоторики.
  2. Развитие познавательной сферы: познавательная активность, словарный запас, наблюдательность, внимание, память, мышление.
  3. Социальное развитие, личностные особенности: общительность, лидерские, морально-нравственные качества.
  4. Игровая деятельность: виды игр, предпочтения игр и ролей, смена игр, способность к имитации, подражанию.
  5. Интерес к творческим видам деятельности.

У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?

Уже в дошкольном возрасте можно выделить разные типы одаренности.

1. Одаренный ребенок – маленький Пикассо.

Для него важна, прежде всего, эстетика. Он обращает внимание на цветовые сочетания в одежде, красивое убранство стола. Любит рисовать и разукрашивать. Его внимание приковы­вают плакаты, картины и скульптуры на улицах.

Он мыслит образно. Например, подробно, во всех деталях описывает, как выглядел при­снившийся робот. Очень быстро запоминает сюжеты рассказов в картинках и комиксов. А вот со сказками, рассказанными устно, дело обстоит хуже. Их он запомнить никак не может.

В будущем малыш может стать художником, архитектором, дизайнером, компьютерным графиком.

Совет для Вас. Похвалы или запреты лучше визуализировать, рисовать ребенку. Пусть это будут, например, смеющееся солнышко и серая тучка. Такие рисунки помогут Вам быстрее объ­яснить ребенку, что Вы имеете в виду. Чтобы ребенок мог развивать свои таланты, запишите его в кружок рисования, керамики, а когда подрастет – в фотокружок.

Маленький художник чаще всего молчун, и его надо провоцировать на рассказы и разго­воры. Как можно чаще будьте рядом с ним, когда он рисует. Вопросами постарайтесь разгово­рить его, чтобы он рассказал Вам о том, что сейчас делает.

2. Одаренный ребенок будущий Эйнштейн.

Необыкновенно систематичен и последователен. Будет расспрашивать Вас об абстрактных понятиях (что такое время, радость, добро или зло), быстро поймет и усвоит Ваши ответы. Для него все имеет свой конец и свое начало, а каждый этап игры или действия одинаково важен: он с азартом не только строит, но и разбирает башенки из кубиков.

Совет для Вас. Не перебивайте маленького мудреца, даже если его долгий рассказ или объ­яснение Вас утомили. Обустраивая его комнату, позаботьтесь о соответствующем количестве ящичков для игрушек, ведь математик любит, чтобы все было в порядке, пронумеровано и клас­сифицировано. Постоянный режим дня и вещи, всегда лежащие на своих местах, являются тем, чего непременно требует точный ум. Не торопите малыша. Особенно утром ему нужно иметь минут пятнадцать в запасе на сборы и раздумья.

Свои предрасположенности ребенок может развивать, решая логические задания: играя в шахматы, шашки, морской бой или монополию. Однако маленькому Эйнштейну нужен и от­дых от занятий, требующих сосредоточенности и неподвижности. Вместе выберите спортивную дисциплину, которую он полюбит, например командную игру волейбол.

3. Одаренный ребенок – Пушкин.

Ваш ребенок может до умопомрачения слушать одни и те же сказки, стихи и рассказы.

Особенно любит забавы, в которых важную роль играют слова, например придумать зверя на букву «а». Малыш сам придумывает коротенькие стишки, рифмует слова, а если что-нибудь рассказывает, то обязательно длинными предложениями, используя «взрослые» слова («очень надеюсь», «увы» и т. д.).

Совет для Вас. Чаще играйте с ребенком в игры типа «Эрудит». Приобщите ребенка к этой игре, как только он выучит буквы. Если Ваш малыш любит выступать на публике, главное -не переусердствовать с похвалой, иначе Ваши лестные слова быстро перестанут приносить ему радость и станут обыденными и привычными. Кроме того, один и тот же стишок, рассказанный в двадцатый раз, – не такое уж особенное достижение. Запишите своего ребенка в театральный кружок, на танцы или занятия иностранным языком.

4. Одаренный ребенок – Марадона.

Ребенок хорошо развит физически, очень вынослив. Его движения хорошо скоординиро­ваны: он редко падает, лучше всех во дворе лазает по деревьям (хотя Вы ему это строго-настрого запретили!). Он не может долго усидеть на одном месте. Во время разговора активно жестикули­рует, ходит, дотрагивается до собеседников. Если ему не удается взять в руки предмет, который его заинтересовал, он очень расстраивается. В движении пребывают и его маленькие пальчики, они у него очень ловкие. Ваш рукодельник уж точно не попадет себе по пальцам, сколачивая ша­лаш из досок.

В будущем он может стать спортсменом или… хирургом!

Совет для Вас. Постарайтесь, чтобы у ребенка как можно чаще была возможность двигаться на свежем воздухе. Зимой лепите вместе снеговиков, играйте в снежки и катайтесь на горке. Летом играйте в салки. А дома – стройте шалаши из кресел и повесьте шведскую стенку.

Запишите малыша на гимнастику, восточные единоборства, плавание. Помните, что малень­кий спортсмен должен развивать и тренировать не только тело, но и интеллект.

Вместе с ним смотрите спортивные матчи и различные соревнования, комментируйте их и обсуждайте. Для более спокойных занятий с малышом Вам пригодятся пластилин и конструк­торы.

5. Одаренный ребенок Бетховен.

Малыш с удовольствием слушает музыку и по памяти напевает услышанные мелодии.

У него уже есть свой вкус, и он может требовать, чтобы Вы ставили ему определенные произве­дения. Он очень чувствителен к различным звукам, для него важен тембр голоса собеседника: слишком высокий быстро выводит его из состояния равновесия. Он может не любить девочку из детского садика только потому, что у нее визгливый и, по его мнению, неприятный голос.

Совет для Вас. Как любому артистически одаренному человеку, Вашему ребенку ничего нельзя навязывать. Позвольте ему самому выбрать, что слушать и во что играть. Водите малыша в театр и на концерты, покупайте диски с музыкой для детей. Только не покупайте ребенку плеер с наушниками: для такой техники он еще слишком мал.

Если малыш очень стеснительный, не заставляйте его выступать перед родственниками. Пусть он поет и танцует в одиночестве. Можете предложить ему позаниматься ритмикой или танцами, а если захочет, отдайте его в музыкальную школу.

Как развивать у ребенка одаренность?

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.
Б. П. Никитин

Ранняя одаренность требует к себе бережного и внимательного отношения. Жить с такими детьми и воспитывать их – значит постоянно решать творческие задачи по созданию условий для дальнейшего раскрытия их одаренности.

Чтобы одаренность ребенка развивалась, прежде всего, необходимо развивать способность к творчеству.

Рекомендации по развитию творчества у дошкольника

  • Поощряйте в ребенке любознательность, учите его завершать начатое, настойчиво искать решения.
  • Вместе радуйтесь победам.
  • Учите переживать неудачи и не быть слишком критичным к себе, вместе преодолевайте сложности. Старайтесь не ругать ребенка за неудачи. Неудачи неизбежны. Главное – это процесс, а не результат. Не давите на ребенка, чтобы из занятий творчеством не исчез элемент игры и увлекательности.
  • Старайтесь не подавлять инициативу ребенка. Остановить ребенка, когда он чем-то занят, – это самый простой способ прервать полет воображения. В этот момент следует задавать ребенку интересные вопросы: «Что должно было из этого получиться?», «Что будет, если сделать по-другому?» и т. д.
  • Снабжайте ребенка необходимыми материалами для творчества: красками, пластилином, безопасными ножницами, цветной бумагой, клеем, карандашами, мелками и т. д. Лучше, если ребенок сам нарисует и раскрасит выдуманную им картинку.
  • Участвуйте в творческой жизни ребенка.

ВАЖНО! Для развития детей не обязательны дорогие игрушки и пособия. Важнее внимательное, тактичное сотрудничество с ребенком, умение разглядеть его уникальность и уважение к его мнению и творческому взгляду на этот удивительный и прекрасный мир.